orkestrТолько с помощью  музыки можно показать совершенную  скорбь и высокие чувствования. Музыка является важной частью похорон с  древнейших времен. Базисом нынешнего реквиема (траурного вокально-инструментального произведения) является плач, вопль, причет, причитание. Многие народы мира в различных формах используют погребальные плачи. Античные тексты причитаний обнаружены в египетских и ассирийских монументах письменности.

В погребальных причетах выражены верования наших  прародителей, их взгляд на загробную жизнь. Русские похоронные причеты исполнялись профессиональными плакальщицами или родственниками усопшего. Известная вопленица Ирина Федосова (1831—1899) записала более тридцати тысяч стихов-плачей. Это настоящее творчество, сочетающее в себе традиции музыкально-поэтических форм с индивидуализмом, импровизацией. Во многих областях России традиция похоронных плачей сохранилась и в начале ХХ века, использовалось даже как выражение всенародного горя («Каменная Москва вся проплакана»).

Тем не менее, в  крупных городах и населенных пунктах все больше становится популярным использование похоронной инструментальной музыки. В России, а также Европе — это оркестр медных духовых  инструментов, с использованием валторны, тромбона и разновидности трубы. Оркестр является важной составной официальной торжественной церемонии (придворной, военной). Неслучайно влияние воинских обычаев на гражданские традиции. Это объясняется двумя мировыми войнами, в которых население России пережило и отразило мощные интервенции на своей территории. Спустя шестьдесят пять лет после Великой Отечественной войны, мы свято чтим память о погибших, отдавших свои жизни за свободу, за мир. Все торжественные ритуалы и церемонии, траурные и праздничные буквально пронизаны военной атрибутикой.

Еще царь Петр в 1711 году своим указом определил статус военных музыкантов в армии. В  Европе духовые оркестры в ту пору пользовались большой популярностью.

Слово «оркестр»  пришло к нам из Греции. В Древней  Греции «орхестрой» звалась полукруглая площадка перед сценой в театре. На орхестре размещался хор. С XVI века оркестром стали называть музыкантов, собранных в коллективы. Уже в XVII веке духовые оркестры стали очень популярны, использовались на военных парадах, различных придворных церемониях, а также в сопровождении армии в походах.

Великий полководец Суворов высоко ценил значение музыки, считая, что «звуки марша оркестра удесятеряют силы русских бойцов».

Нельзя переоценить  использование духового оркестра в церемониях. Музыка придает патетичность и торжественность, используется вместе с артиллерийским салютом, эскортом, маршем. Вначале духовой оркестр использовали только для высших военных чинов, а позже стал атрибутом любого военного ритуала.

Использование духового оркестра на траурной церемонии усиливает эффект гражданственности, обозначает заслуги усопшего перед Отечеством, государством и народом.

В СССР духовые  оркестры с 30-х годов появились  почти при всех Дворцах культуры, клубах, заводах, ЖЭКах, фабриках, воинских частях, отделениях милиции и пожарных командах. Репертуар был обширен, помимо классической музыки, праздничных произведений были заготовлены траурные для похорон. Чаще всего состав этих оркестров был любительским. В 50-е годы был создан большой духовой оркестр профессионалов специально для траурных процессий при городской похоронной службе.

Оркестровый диспетчер, получив заказ, выясняет маршрут  процессии, репертуар. Репертуар подбирается  в зависимости от вкусов, традиций семьи (коллектива) усопшего, национальности и вероисповедания.

В начале 90-х  прошлого века интерес к духовым  оркестрам ослаб, но уже к середине 90-х славные традиции возобновились. На праздновании 50-летия Победы в  Великой Отечественной войне  зазвучал военный духовой оркестр, исполняя торжественные марши. Как и прежде звучит оркестр на праздниках, на похоронах, выражая чувства людей, которые трудно передать словами.

Иногда использование духового оркестра на траурной церемонии противопоставляют церковному обряду. Хотя во многих районах, в том числе и Москве, оркестр играет перед входом в церковь, а затем после выхода из нее. Чаще всего играют хорал Чайковского. Используются и многие другие произведения духовой музыки русских композиторов. Если певчих нет, то духовой оркестр сопровождает процессию на кладбище.

Уже много веков  певчие, священник и духовой оркестр  находились бок о бок на похоронных процессиях, особенно, если умерший  был военным с большими заслугами  перед Отчизной. Этот обычай существует и в наше время. Думается, что эта  традиция имеет будущее.

Конструктор памятников

Заказать памятник