Эволюция крестаЕвреи казнили тремя способами: сжигали живьем, вешали на дереве и побивали камнями. «Проклят всякий висящий на древе» (Второзаконие 21:23). Усечение головы мечом — четвертая казнь появилась во времена Царств. За несколько десятилетий до Рождества Христова евреи узнали о крестной казни, которая была исключительно языческой традицией. Крест, ставший орудием позорной казни, благодаря Иисусу Христу, стал желанным трофеем, символом силы и власти Христа.Новая церковь, возникшая в Палестине, состояла из бывших иудеев.

Всякая символика и изображения были запрещены старыми преданиями. Со временем, при росте церкви и появления христиан других народностей, изображения стали допускаться. С первых лет появления Церковь была в изгнании, христиане собирались тайно. Это не могло не отразиться на символике и Богослужениях. До наших дней в некоторых конфессиях сохранились меры предосторожности для сохранения святынь и учения от врагов. «Мир этот весь лежит во зле» (1 Иоанна 5:19). В этом мире Церковь борется за спасение людей. Поэтому Церковь со своих истоков употребляет сокращения, символы, знаки и монограммы. Этот язык помогает посвящать новообращенного в тайну Креста. Изобразительные символы улучшили способ выражения, защитили учение от профанирования. Церковь «проповедует премудрость Божию, тайную, сокровенную» (1 Корин. 2:7).

 Крест Т-образный "антониевский"
Антониевский крест 
В Римской империи для казни преступников применялся крест в виде буквы «Т». Эта буква имеет также значение числа 300. Эта буква встречается в гробнице III века, в катакомбах святого Каллиста. Такой знак видел пророк Иезекиль на челах Божиих людей в Иерусалиме, когда им грозила смертельная опасность.

Крест Тав

Если к этому изображению приложить планку, то получится четвероконечный крест Христов. Греческая буква Тав и наша латинская Т составляют настоящую форму креста. Такой крест, если верить пророчеству Иезекиля, должна будет изобразиться на наших челах в новом, истинном Иерусалиме.

 

Крест "Египетский иероглиф Анх"
Египетский   иероглиф Анх
«Кто нашел Меня, тот нашел жизнь» (Притчи 8:35) — устами царя Соломона возвестил Иисус Христос. «Я есмь воскресение и жизнь» (Иоанна 11:25). Этот символ означает египетский иероглиф "anch", что значит «жизнь».

Крест буквенный
Такое изображение, как и многие другие, использовались первыми христианами, как символ креста. Такие буквы были более близки для язычников, которые каялись и приходили ко Христу. Конечно, художественная сторона не так важна была в то время, как понятие самого символа.

Крест "якореобразный"
Крест якореобразный

Такой символ археологи нашли на Солунской надписи III века, в Риме – в 230-м, и в Галлии в 474 году. В пещерах плиты были помечены этим знаком, напоминающим изображение якоря.


В послании к евреям Апостол Павел пишет, что христиане могут «взяться за предлежащую надежду (крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евреям 6: 18-19). Этот якорь прикрывает крест от поругания неверных, а верным открывает истинный смысл, как избавления от последствий всякого греха. Это и есть наша надежда.

Якорь, в виде креста, сделался у христиан символом надежды на Царство Небесное, пристань жизни вечной. Греки и римляне придавали этому знаку значение прочности земным делам.
Крест монограммный "доконстантиновский"
Крест монограммный   доконстантиновский

Известный специалист по литургическому богословию — архимандрит Гавриил пишет, что "в монограмме, начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертой, есть прикровенное изображение креста" .
Эта монограмма была составлена из Греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения, т.е. буквы "I" (йот) и буквы "X" (хи).

Такая монограмма встречается в послеконстантиновский период. Такую можно увидеть на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне.

 

Крест-монограмма "посох пастыря"
Крест Посох пастыря
Посох Моисея получил чудодейственную силу, о которой мы читаем в ветхом завете (Исход 4:2-5), а также посоху его брата Аарона (Исход 2:8-10). Господь устами пророка Михея сказал Сыну: «Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего» (Михея 7:14). "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10:11), — отвечает Отцу возлюбленный Сын. Уваров А.С. описывал находки катакомбного периода: "глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает нам весьма ясно, каким образом рисовали загнутый посох вместо всего символа пастыря. На нижней части этой лампы посох изображен пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности образует монограмму Спасителя" (Христ. симв., стр. 184).
Форма египетского жезла напоминала пастушеский посох с изогнутой верхней частью вниз. Все византийские архиереи награждались «посохом пастыря» из рук императоров, а в XVII веке русские патриархи получали свой жезл из рук царственных особ.
Крест "Бургундский", или "Андреевский"
Крест Бургундский или   Андреевский
На таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей, отсюда — Андреевский крест. Петр Великий хотел выразить отличие православной России от Западных стран и поместил изображение Андреевского креста на государственный Герб, на своей печати, на военно-морском флаге. Царь Петр считал, что именно от этого Апостола Россия приняла святое крещение.
Крест "монограмма Константина"
Крест Монограмма Константина
Царю Константину приснился Сын Божий со знамением на небе и повелел, сделав знамя, употреблять его для защиты от нападения врагов. Такое предание мы можем прочесть у церковного историка Памфила. Этот знак царь использовал во знамени и на своем шлеме. С тех пор эту монограмму называют Константиновской. Эта монограмма составлена из двух первых букв от Христос — «Хи» и «Ро». Такую монограмму можно встретить и на монетах императора Константина.


Эту монограмму обнаружили на монетах императора Траяна Декия в Лидийском городе Меонии. Так же изображение этой монограммы нашли на надгробных плитах первых пяти веков от Рождества Христова, на штукатурке в пещерах святого Сикста и на сосудах 397 года.
Крест монограммный "послеконстантиновский"
Крест послеконстантиновский
Такую монограмму нашли в усыпальнице святого Каллиста, на надгробиях кладбища святого Матфея в г. Тире, на греческих плитах в г. Мегаре. Греческая буква «Р» (ро) первая в слове «Рах» (по лат. Царь), символизирует Царя Иисуса, находится над буквой «Т» (тав), означающей крест. Вся наша сила и мудрость в Распятом Царе (1 Кор. 1:23-24).
Крест монограммный "солнцеобразный"
Крест солнцеподобный

Уже на монетах IV века встречается монограмма "I"исуса "ХР"иста "солнцеобразная", "ибо Господь Бог, - как учит Священное Писание, - есть солнце" (Пс. 84:12). Константиновская монограмма претерпела некоторые изменения, прибавилась еще черта, пересекающая монограмму поперек. Эта монограмма является символом пророчества о всепобеждающей силе Креста Христова: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцелением лучах Его, - возвещал Духом Святым пророк Малахия, - и будете попирать нечестивых; ибо они будут прахом под стопами ног ваших" (Малахия 4:2-3).

 

Крест монограммный "трезубец"
Крест трезубец
Проходя около моря Галилейского, Христос увидел рыбаков, забрасывающих сети в воду. Он призвал их, сделав Своими учениками: "И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Мф. 4:19). А позднее, сидя у моря, Он поучал народ Своими притчами: "подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода" (Мф. 13:47). В те времена рыбу ловили трезубцем, отсюда — символ уловления в сети Божьего Царства. Такую монограмму можно встретить на древних памятниках.
Крест монограммный "константиновский"
Крест Константиновский
Монограмма из совмещения букв «Хи» и «Ро». Такое, упрощенное изображение появилось после придания христианству государственности.
Крест круглый "нахлебный"
Крест нахлебный
При хлебопреломлении христиане надрезали хлеб крестообразно, что облегчало его обламывание. Такие круглые хлебы можно встретить на надгробии в пещере святой Лукины, надписи Синтрофиона.


Хлеб изображался как символ Тела Христова, ломимого за наши пригрешения. Круг является символом бессмертия и вечности. Сам Сын Божий является бесконечным кругом, в коем все силы сходятся, по словам святого Климента Александрийского.

Крест катакомбный, или "знамение победы"
Крест Знамение победы или   катакомбныйКрест Знамение победы или катакомбный
Такие кресты встречаются чаще всего. По преданиям, царь Константин видел явление такого креста на небе. "Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил Царь, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью "Сим побеждай!" Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Было это в 28-й день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме. Это явление креста среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями со слов очевидцев. Император одержал победу в том походе. Крест, бывший у язычников орудием позора и казни, стал при Константине знамением победы, торжества христианства. Такое изображение креста ставились на договорах и означали доверие. Изображением креста скреплялись решения Соборов. Изображение креста такой формы можно встретить в орнаментах, украшениях икон, священнических облачений, церковной утвари, храмов.

Крест на Руси "патриарший", или на Западе "лоренский"
Крест Патриарший. На западе   Лоренский
Такой крест был изображен на печати наместника византийского Императора в Корсуни. На Западе такой крест назывался «лоренским». В Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева можно увидеть большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века.

Крест четырехконечный, или латинский "immissa"
Крест четырехконечныйКрест четырехконечный или латинский

По мере распространения креста, он все больше приобретает форму Распятия. На Западе этот крест «иммисса» все больше приобретает популярность. Раскольники называют такой крест «крыж латински» или «рымски», т.е. римский крест. "И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, - обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский.— И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его" (Розыск, кн. 2, гл. 24). Начиная с III-го века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и теперь использует эту форму креста как равночестную всем другим.

Крест "папский"
Крест Папский
Такая форма креста чаще использовалась на архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила название "папского креста".

 

Крест шестиконечный "Русский православный"
Крест шестиконечный русский   православныйКрест шестиконечный русский православный

Этот крест используется на Руси издревне в геральдике, установлен Ефросиньей Полоцкой, как поклонный, на гербах городов. Нижняя перекладина означает перекладину весов. На одной чаше — разбойник освобожденный, на другой — разбойник погибший.

Конструктор памятников

Заказать памятник