Во всех словесех твоих поминай последняя твоя и во веки не согрешиши.

(Сир. 7, 39).

Христианское учение, исповедующее воскресение и бессмертие души человеческой, много и серьезно говорит о смерти, учит помнить о ней и видит в памяти о смертном часе залог будущего бессмертия.

Вера Христова видит в смерти врата новой жизни. О смерти необходимо знать и помнить, готовиться к встрече с ней. Новая жизнь, которая начинается за порогом смерти, не может быть в той или иной форме и степени продолжением этой земной жизни. С чем человек придет к своему смертному часу, каким духом он исполнится в его преддверии, таким и войдет он в вечный свой храм. «В чем застану, в том и сужу»—таков закон Небесного Судии.

 

Из ветхозаветной религии христианство сохранило почти все, но существенно переосмыслив и пережив заново. Примером этому может служить древнейшее понятие «страха Божия», который есть «начало Премудрости». Для ветхозаветного человека страх Божий означал неизбежность Божьего гнева и наказание за всякое прегрешение, рождая в его воображении представление о карающем биче Божием.

Иисус поведал о Боге милостивом и любящем, более терпеливом и милосердном, чем любой отец для своего сына, таким образом, сыновней любовью, преданностью и верой, победив страх. Но страх Божий не исчез из новозаветной морали, он только наполнился иным смыслом.

Согласно евангельскому учению о жизни, вполне согласному в этом отношении с древними преданиями, душа человека не является частью его физического тела. Напротив, физическое существо человека рождается, растет, развивается и прекращает свое существование в порядке и последовательности, которые определяются его внутренним духовным развитием. Душа же не умирает со смертью тела. Согласно христианскому учению душа человека вневременна. Но с душой человека, отрекающегося от любви Божией, происходит нечто такое, что, не являясь полным уничтожением, есть хуже, чем сама смерть. Отрекшиеся от любви Божией в этой жизни лишаются ее во веки веков.

Страшно представить себе вечность, в которой нет места милосердию и любви, где всеобщая озлобленность и «зубовный скрежет» определяют атмосферу и дух существования. Этого и страшатся сердце и разум христианина.

Земная жизнь полна искушений, человеческая плоть податлива злу и подвластна страстям, устоять, сохранить свою душу от гордыни и озлобления, которые убивают любовь, трудно. Чтобы преодолеть все это, надо помнить о конечности своего земного существования и о тех бесконечных последствиях, которые влечет за собой так или иначе прожитая жизнь.

Страх Божий для христианина — это страх утратить сердечную связь с первоисточником сущего, отпасть от вселенского единения душ в этой жизни и навеки лишиться этого в своей посмертной судьбе.

Конструктор памятников

Заказать памятник