zakony

Евреи очень серьезно относятся к обряду похорон, искренне считая, что от этого зависит благополучие человека как на этом, так и ином свете. Членами Хевра Кадиша обязательно должны быть евреи благочестивые, соблюдающие заповеди Господни. Обряд для мужчин выполняют мужчины, для женщин только женщины. Габай — чтец молитв на иврите, для мужчин — мужчина, для женщин — женщина.

Запрещается делать вскрытие.

Запрещается кремация.

Тело предается земле.

Еврей должен быть похоронен на еврейском кладбище. Если это невозможно, то еврей должен лежать отдельно от других покойных.

Тело омывается и заворачивается в саван. Саван обязательно должен быть белого цвета, желательно изо льна.

Тело не выставляется на показ всем. Тело и лицо закрыто.

Строго запрещается оставлять покойника на ночь. Только в исключительных случаях такое допускается. Запрещается кремация. Расстояние между могилами должно быть 3 тефахима (30 см), высота и ширина могилы 6 тефахим (60 см). На еврейском кладбище запрещено хоронить покойного другой национальности. Не хоронят религиозного еврея рядом с нерелигиозным. Новое кладбище делят на три части: для нерелигиозных евреев, для религиозных евреев и для неевреев по галахе. Расстояние между кладбищенскими частями не меньше 8 локтей, что составляет почти 5 м, либо должно быть ограждение не ниже 10 тефахим (приблизительно 1 м). Самоубийцы и кремированные хоронятся только в третьей части кладбища.

Гроб обязательно должен быть деревянным. Нижняя доска вынимается или сверлится в ней отверстие. Посторонние предметы в гроб не кладутся.

Похороны не откладываются, но в субботу и другие еврейские праздники не хоронят.


Порядок похорон

Близкие родственники совершают криа (надрывание  кромки одежды).

Друзья или родственники произносят прощальное слово, т.е. hecneg, в котором вспоминаются добрые дела и хорошие черты характера покойного. Когда процессия направляется к кладбищу, читаются вслух псалмы.

Могилу засыпают в первую очередь друзья и родственники. Если нет гроба, то сначала укладывается слой кирпичей или дерева. Читается кадиш (молитва) о душе умершего.

После кладбища руки моются, но не вытираются. Родственникам говорят слова утешения и скорби.

Поминки не устраиваются. Соседи и дальние родственники приносят ближним родственникам  угощение.


Шива

Шива - основной период траура для ближайших родственников в течение семи дней, начиная со дня похорон.

Все зеркала в доме занавешиваются, зажигаются свечи. Не работают, не выходят из дома.

Сидят только на низкой скамейке или прямо на полу. Не приветствуют и не прощаются. Носят только не кожаную обувь или вовсе босиком. Никаких развлечений, чтобы не отвлекаться от скорби.

Читается Кадиш, для этого собирают не меньше десяти взрослых евреев. Не моются, не бреются, не стригутся. Бриться и стричься нельзя в течении тридцати дней после похорон. Запрещается супружеская близость.


Краха и крия

При наступлении смерти близкого, присутствующие произносят благословение и стоя начинают разрывать по кромке свою одежду. Эта традиция берет свои корни из ветхозаветных времен. Затем глаза покойному закрывают. Все, кто не является членом Хевра Кадиша, покидают помещение. С умершего снимают все украшения, раздевают до нижней рубашки, укладывают на льняную простыню и заворачивают. У изголовья ставится свеча, окно оставляют открытым.


Если дома крия (разрыв одежды) не был совершен, то это делают в траурном зале. Надорвать одежду обязаны семь ближайших родственников (родители, дети, жена, сестра и брат). Одежда разрывается на 1 тефах (приблизительно 10 см). Если хоронят родителей, то надрывается одежда с лева от сердца, при похоронах других родственников одежда верхняя рвется справа. Женщина должна прикрыть место надрыва. Рвут одежду руками стоя, склонившись над открытым гробом. Если хоронятся не родители, то можно использовать инструменты. При этом произносятся благословения. Прощение просится после разрыва одежды. Одежды, которые были разорваны после смерти родителей, принято носить целую неделю. Если одежда меняется, то ее тоже следует надорвать.


Поднятие тела

Примерно через полчаса после кончины, тело поднимают с постели, читая молитву перед Очищением. К этому времени готовят место у окна. Голова покойного немного приподнято, ноги вытянуты, руки с выпрямленными пальцами. Зеркала закрываются или отворачиваются к стене. С покойным всегда остается шомер, т.е. охранник. При женщине — шомерет (охранница).


Перевозка тела

Если покойного надо перевезти, то тело укладывается в гроб. Покойницу укладывают только женщины. Гроб ставится в катафалк и изголовье гроба помечается буквой «рейш», чтобы тело перевозилось вперед ногами. Гроб переносится на носилках членами Хевра Кадиша  и помещается близко к месту его очищения (тагара).

Кровные родственники не могут участвовать в обряде очищения. Совершают обряд только члены Хевра Кадиша. Для очищения используется теплая вода и холодная вода не менее двадцати литров, платки, льняное полотно, сосуды, вата. Тахрихин (одеяние умершего) изготавливается из белого хлопчатобумажного материала и прошивается льняными нитками. Шапка  двухслойная, похожа на ермолку.

Тагара

Тахрихин и талит не украшаются, не имеют ничего металлического, не имеют пуговиц и кнопок. Позволяется только этер талита — специальное украшение. Покойный укладывается на стол на простыне, затем покрывается чистой простыней, а предыдущая удаляется. При этом произносится молитва. Омовение совершается в порядке старшинства. Тело обливается водой с головы до пят. Ковши не передаются, а ставятся на место. Затем очищают платками. Сначала верхнюю часть тела, переворачивают на левую сторону и занимаются правым боком и половиной спины, также поступают с левым боком. Икар га-Тагара — основная часть очищения начинается после омовения. Два котла наполняются чистой водой и ставятся слева и справа от изголовья покойного. Чистая простыня разворачивается над умершим, люди отворачиваются в сторону, а Габай удаляет влажную простыню. Двое старшин берут котлы и по очереди опустошают их от головы до пят. Второй выливает воду раньше, чем опустошается первый котел, чтобы 9 кавов воды были вылиты без перерыва. Все присутствующие читают молитву и в конце восклицают: «Тагор, Тагор, Тагор!» Когда вода стечет, на тело кладется чистая простыня и вытирается чистыми платками.


Галбаша

После омовения и осушения следует облачение. Габай надевает шапку (мицнефет) и руководит обрядом. Члены Хевра Кадиша попарно по старшинству одевают умершего. Брюки, рубашка, саван, перчатки и пояс. Саван и рубашка распрямлены. Женщину облачают в рубашку, которая завязывается в форме буквы «шин» на шее и рукавах. После этого одевают саван. Завязки на плечах оборачиваются вокруг рук таким образом, чтобы большой палец мог пройти через разрез в конце завязки. Волосы зачесываются и подвязываются льняной лентой с завязкой буквы «шин» и одевается шапка с такой же формой завязки. Шаль и вуаль кладутся заранее в гроб. Мужчину хоронят в талите. Цицит надрывается после надевания талита.

Иногда талитом покрывают уже после опускания тела в могилу. Если умерший мужчина при жизни одевал талит, то его покрывают некошерным талитом. Умершую женщину покрывают белой простыней. Если человек умер не своей смертью, то его хоронят не в тахрихин, а в той одежде, в которой он принял смерть.


Положение в гроб

В угол гроба укладывается простыня, талит, устраивается возвышение для головы. Цицит вкладывается покойному в каждую руку, тело заворачивается в простыню, сначала левая, потом правая сторона и верхняя часть тела. Если одежда или белье запачкались кровью, то это укладывается на дно гроба и хоронится вместе с покойным. Все, что было от покойного отрезано или выпало, тоже укладывается на дно гроба и хоронится вместе с умершим. Гроб закрывается крышкой, но у изголовья немного остается приоткрытым, укрывается черной материей и устанавливается ногами к двери. Присутствующие читают молитву «Левайя» (Псалом 16 и 23).


Левайя

Проводы из дома происходят под руководством Габая по описанной выше процедуре. Гроб полностью закрывается и устанавливается в катафалк ногами вперед движения.


Порядок похорон

Перед похоронами обязательно проверяется размер выкопанной могилы, наличие прорези в виде треугольника на левой стороне нижней части гроба. Из могилы земля кладется в мешочек, который укладывается Габаем под голову покойного. Покойный осыпается землей Израиля. Рот и глаза покойного укрываются глиняными черепками, а на голову надевается шапка. Под руководством Габая завинчивается гроб. Отвертка не передается из рук в руки. Гроб обязательно покрыт черным покрывалом и находится ногами к выходу. Читаются молитвы.


Кадиш

Присутствующие, сняв обувь, направляются в траурный зал, где читается молитва Кадиш. В дни, когда опускается Таханун, читается молитва Кадиш Ятом.


Шура

После похорон присутствующие выстраиваются в два ряда, устраивая траурный ряд. Через середину проходят близкие родственники покойного и принимают соболезнования.


Шабат, Йом-тов, Холь-Амоэд

Если смерть наступает в субботу, праздники, будни праздников, то процедура похорон несколько меняется. В эти дни не принято благословлять и разрывать одежды. Тело перемещается с куском хлеба. В субботу и праздники не производят очищение. Если смерть произошла в праздник или незадолго до него, то похороны и очищение совершают после. Если похороны выпали на второй день праздника, то очищение тоже делают на второй день.  При очищении используется еще больше платков, т.к. вытирание в праздники запрещается. В будни праздников дети надрывают одежду по своим родителям. По другим родственникам одежда надрывается только после праздников. Завинчивается гроб в праздник людьми другой национальности. В эти дни не читается Кадиш Ятом, ни молитвы перед захоронением. Не принято совершать траурный ряд.


Хакамат мацейва

Памятник устанавливается через тридцать дней или через год. На памятнике указывается еврейское имя и еврейская дата смерти.

Йорцайт — это день смерти по еврейскому календарю. Первую годовщину считают Кадиш-Йорцайт в канун похорон, если похороны произошли после трех дней от смерти. Поминальный Кадиш читается в течение одиннадцати месяцев хотя бы один раз в день.  Кто не может читать — заказывает Кадиш в синагоге. Каждый родственник должен читать или заказывать Кадиш. В Йорцайт от захода и до захода солнца принято зажигать свечу. В канун субботы свечу зажигают обычно перед заходом солнца.
<

Иудейские законы для скорбящих

Онен (скорбящий) становится авель (в трауре) сразу после засыпания могилы землей. Первая неделя называется шива. В шиву запрещается выходить из дома. Позволяется только посещение синагоги для чтения кадиша в миньяне. Не позволяется сидение на стульях, сидят на полу или небольших возвышениях. Не принято носить кожаную обувь, мыться горячей водой и вступать в сексуальные отношения. Похороны, состоявшиеся до захода солнца, уже считаются днем шива. На следующий день надевается тефилин. Последний день шива может длиться час после Шахарит.

В Шаббат во время шивы позволяется сидение на стуле, ношение кожаной обуви и даже субботний костюм. В некоторых местах все семь дней зажигают свечи. Принято, чтобы родственники провели шива в доме умершего.  Первую трапезу для родственников покойного готовят друзья или соседи. Обязательно съедается что-нибудь круглое (фасоль, яйцо).  Первые три дня авель может не идти на работу. Можно и всю шива не работать, только если нет нужды.

Если в эти семь дней выпадает Йом-Тов (кроме Хануки и Пурим), тогда авелут заканчивается и шива прекращается. Если похороны произошли в Хол-аМоэд, то траур начинается после праздника.  Второй день Йом-Това считается первым днем авелута. Траур заканчивается на тридцатый день после похорон.  Эти дни нельзя носить новые одежды, участвовать в свадьбах, стричь волосы. Если Йом-Тов выпадет на эти дни (кроме Хануки и Пурим), то авелут прерывается (кроме траура по родителям). Траур по родителям длится год.

Если человек узнал о смерти родственника в течение тридцати дней после смерти, то обязан сделать крия, шива и шлошим. Если узнал позже тридцати дней, то должен сесть шива на один час.

Конструктор памятников

Заказать памятник