Что главное в жизни каждого человека – это его род. История, которую он сможет передавать потомкам. « Кладбище тоже часть история», считают экскурсовод и историк Тимофей Игнатович и руководитель общественного объедение «Историка» Татьяна Петрова. Их мнение прозвучало во время Круглого стола, проходившего на выставке «Мемориал. Камнеобработка 2017».

Тимофей и Татьяна представляют тех людей в Беларуси, которые стараются посещать кладбища не только с позиции личной трагедии и личной памяти человека, но и с позиции памяти про кладбища, как историческое и социокультурное место, куда приходят люди не только к своим родственникам, но и на экскурсии. Проводит экскурсии по кладбищу, в Европе стало очень популярно. Люди интересуются историей этого места, потому что смерть - это часть истории. Мы ходим в церковь, посещаем костел, заходим в музей, но во многом кладбище - это тоже место, которое рассказывает о городе, деревне и мы стараемся посмотреть на кладбище именно с этой позиции. К сожалению, наше общество не до конца поняло, что есть такая функция у кладбища.

Сейчас очень много вопросов: насчет того, сколько и как мы можем сохранить в принципе уже старые городские кладбища, которые регулируют спец комбинаты, деревенские и местечковые кладбища, которые регулируются местными органами власти. Есть вопросы о сохранении надмогильных камней XIX века, которые с позиции историка, естественно, имеют значения, потому что они имеют архивные данные - это информация про человека, который там похоронен, иногда даже можно узнать больше информации: кто поставил памятник, какие даты жизни и смерти, прочесть его эпитафию. Это достаточно часто уникальные памятники ,которые имеют художественное значение. Естественно, есть и неуникальные памятники, также несущие целую историю о целом роде человека.

Сегодня, по всем законодательствам такие надмогильные камни полностью равнозначные современному памятнику, который был поставлен на прошлой неделе. Однако в предыдущей версии закона была фраза о том, что есть такой тип надмогильных захоронений – мемориальный. В этой версии закона эту формулировку убрали, поскольку посчитали ее нелогичной. На сегодняшний день в Беларуси охраняются только те памятники и кладбища, которые входят в список исторических памятников и они подчиняются Министерству Культуры.

3 istoriko kulturnaya cennost kladbishe ritorg.by

Проблема старых кладбищ, как сохранения памяти о наших дедах и отцах

«Но тогда возникает культурологический вопрос: кладбища деревенские, местечковые, в маленький городках – это все-таки кладбища, которые всегда в своем месте играли какую-то важную роль .Старые города и деревни планировались так: обязательно была церковь, костел, музей какой-либо и кладбище. У таких кладбищ своя логика, другая структура. Они обычно строились, например, на возвышенности, недалеко достаточно часто были деревни. Кладбище было ландшафтным и важным моментом в любом местечке. Оно даже составляло какую-то картину города, когда в него въезжаешь. Современные городские кладбища они уже совсем другие, то есть это огромные такие комбинаты, где проложены дорожки, где все по плану.

Как нам относится к старым деревенским кладбищам, которые во многих местах уже иногда закрыты. Туда люди уже не поедут хоронить своих родственников, потому что они уже старые, а если кладбище закрыто, то на самом деле на нем уже никто и убираться не будет, потому что убираются только на открытых кладбищах. Если большая проблема создания этих мест и пока вообще нет понимания, что с ними делать. Они сейчас в плохом состоянии они заросшие и очень важно знать: как мы будем их воспринимать.

Если бы была возможность перезахоранивать старые захоронения - это бы дало жизнь многочисленным старым кладбищам и это вернуло бы какое-то движение в эти места. Но пока общество наверно не готово к дискуссионным вопросам на эту тему.» - высказал свою точку зрения Тимофей Игнатович.

4 istoriko kulturnaya cennost kladbishe ritorg.by

Исторические исследования кладбищ военного периода в Беларуси

Татьяна Петрова также высказалась на эту тему во время конференции: «Дело в том, что у нас все-таки структура населения после войны значительно изменилась. Очень много евреев погибло в гетто либо было сослано. Очень много поляков в течение первой и второй волны иммиграции уже переселилось, но вот - эти вот следы их пребывания они остались. У нас более трехсот еврейских кладбищ. У нас остались старые католические кладбища и в силу того, что, либо просто родственников уже не осталось в живых, потому что могли умереть , либо потому что они переселились эти места остаются заброшены. Получается так, что у нас есть деления: вот там свои кладбища, а вот чужие. Вот за этими мы ухаживаем, а за этими мы не ухаживаем. Точно так же у нас есть деревни, которые почти целиком вымерли там просто некому ухаживать за кладбищами. Но получается так, что по законодательству, по прошествии шестидесяти лет с момента последнего захоронения, если я не ошибаюсь, эти кладбища можно, вообще, просто убрать и на этом месте построить либо парк, либо какую-то зеленую зону, но с другой стороны - это живая история нашего края. Если за военными захоронения, те же самые братские могилы, у которых тоже не осталось родственников, которые могут ухаживать за ними, закреплены школы, еще учебные заведения, то есть какой-то патронаж людей, которые следят затем, чтоб эта история осталась, потому что это идеологически важно, то старые еврейские, католические и православные остаются без досмотра. По сути дела, по современному законодательству, можно сказать, что они фактически обречены на то, чтобы от них ничего не осталось. Я думаю, что эту проблему реально решить, подключив Министерство Спорта и Туризма, Министерство Культуры и министерство ЖКХ. Решить вопрос, чтобы выделить среди этих пятисот старых кладбищ самые значимые, этнографические и может закрепить за ними молодежные инициативы или общественные инициативы. К сожалению «Историка» не сможет охватить все. Все-таки закрепить какой-то патронаж, чтобы вот эту вот живую этнографию, живую натуральную историю нести в мир. Которая может быть там только осталась на карте: что тут вот была деревня такая-то, чтобы это как-то сохранить.»

1 istoriko kulturnaya cennost kladbishe ritorg.by

Старое кладбище под дерном в Мире

Татьяна Петрова также рассказала о том, что: «в Мире мы нашли под слоем дерна более трехсот надгробных памятников. Вот эти - вот горизонтальные каменные плиты. Мы постепенно это описываем, постепенно выкладываем в интернет. Мы планируем сделать полностью инвентаризацию, каталог, где-то вот этим летом или следующим летом. Но за счет того, что мы благоустроили это кладбище, почистили надгробья, на них можно прочитать, какую-то информацию. За счет этой проделанной работы уже нашлось около 15 родственников из Польши, которые не подозревали о том, что их предки захоронены именно на этом кладбище. А сейчас они уже готовы приезжать и оказывать какую-то моральную и физическую поддержку в том, чтобы поддерживать чистоту на могилах и почитать память о своих предках. Если бы мы этим не занялись, то люди бы так и не узнали, что у них там кто-то захоронен.»

Вообще, в Беларуси на сегодня есть такие общественные инициативы, как «Историка», « Икомоз», которые активно занимаются наведением порядка на гражданских кладбищах . Существуют инициативы без названия, которые описали кладбища в Новогрудке, Ракове , Любане. Каждый год в Минске год проходит фестиваль экскурсоводов, по согласованию проводятся экскурсии по кладбищам Минска. «Это важно! На кладбище нужно проводить экскурсии, потому что это часть истории.» - считают Тимофей и Татьяна.

2 istoriko kulturnaya cennost kladbishe ritorg.by

Благоустройство Минска на костях

Мнение директора спец. КБО Жука Валерия Ивановича по поводу старых еврейских, католических кладбищ: «Опять же в городе Минске таких кладбищ нет. Да у нас был недавно инцидент обнаружили лютеранское кладбище в пределах улицы Карла Либкнехта. Оказывается, до советской власти там было кладбище. Во время советской власти было совершенно другое законодательство и другое отношение к местам погребения - это кладбище сровняли с лицом земли. Так вот кладбищ, которые подходили бы в понятие «место погребения»: ни ухоженных или не охваченных заботой нашего предприятия нет.» В ходе беседы Татьяна Петрова обратилась за советом к Валерию Ивановичу: «Но уж коль скоро мы затронули проблему лютеранского кладбища. Может, Вы подскажете какой-то маршрут действий, или алгоритм действий. Дело в том, что проблема существования таких вот неизвестных закрытых кладбищ, когда подземлей оно есть, а на земле там какие-то другие сооружения и при производстве строительных работ начинают, грубо говоря, вылазить кости из земли, как это было возле Молодежного театра при строительстве дороги. Может быть поднять эти старые кладбища, чтобы предотвратить и знать, где у нас есть эти старые захороненения, и прежде чем вот так вот брутально проводить там экскаватором работы, провести работы по эксгумации останков их перезахоронение и потом проводить строительные работы, а не натыкаться на них и не ждать общественного скандала.»

«По поводу лютеранского кладбища в законе о погребении есть соответствующая статья, что если при выполнении каких-либо работ: строительных, ландшафтных появляются из грунта человеческие останки, лицо ответственное за выполнение этих работ обязано немедленно остановить эти работы и сообщить местным органам власти, о том что произошло. После этого по решению местного органа власти будет проведена эгсгумация этих останков. В дальнейшем работы проводятся в присутствии работников спец. КБО. Работа не останавливается, и если появляются опять останки их изымают. Останки лютеранского кладбища были кремированы и захоронены на Западном кладбище в общей могиле. То же самое было при строительстве Молодежного театра: приостановлены работы и вызваны работники спец.кбо.» - ответил Валерий Иванович.

«Может быть, не ждать пока кости полезут из грунта? Есть же карты - это общеизвестные факты. Многим историкам, краеведам о них известно. Они вам могут показать территории бывших кладбищ. Зачем ждать?» - парировала Татьяна Петрова

В ответ Валерий Иванович сказал, что «к сожалению,пока нет. Я вам даже больше скажу : трамвайные линии тракторного завода проходят по одному из старейших кладбищ города Минска, стадион «Динамо», а в районе автозавода есть бывшее кладбище немецких военнопленных и там сейчас на месте этого кладбища производственные цеха стоят, но так жизнь сложилась.

«Может стоит, как-то, законодательно закрепить сотрудничество между Министерством Истории и Культуры и Министерствами ЖКХ и Архетиктуры и Строительства, чтоб как-то согласовывать эти действия?»- предложила Татьяна Петрова

Эта дискуссия затронула многих на конференции, я надеюсь, что она затронет и Ваши сердца. Возможно, люди начнут относиться более осмысленно к памяти своих предков, к памяти своего рода и не будут забывать посещать их места погребения.

Берегите и никогда не забывайте историю своего рода!

Информацию о всех кладбищах в Минске и других городах Беларуси Вы можете найти на сайте справочника Ритуальных услуг

Ritorg.by

Конструктор памятников

Заказать памятник