Воскресенское кладбище находится в центре города Могилев и располагается неподалеку от главного корпуса университета имени Аркадия Александровича Кулешова по улице Чкалова.
Особенность данного некрополя заключается в том, что Воскресенское кладбище является последним пристанищем урожденных лютеран, которые также вполне могли принять другую веру.
Как утверждает историк Игорь Пушкин, известен данный погост с конца позапрошлого века. И хотя, на первый взгляд, кажется, что за невысоким забором среди обычных ржавых крестов и заросших травой могил, находятся самые настоящие россыпи исторического и культурного богатства.
Жители города Могилева нередко проходят мимо этого погоста. Кто бы мог подумать, что Воскресенское кладбище является, на самом деле, лютеранским? Говорят, некогда в Могилеве существовал Лютеранский переулок. А на самом кладбище официально производить захоронения был запрещен в 68-м году прошлого века. Однако, еще одним интересным фактом можно назвать и то, что в народе данный погост имеет название «Немецкое». Но в чем причина такого названия? Все дело в том, что многие памятники на данном некрополе на надгробиях имеются надписи на немецком языке. Кроме всего прочего, шрифт данных записей – готический, что вряд ли можно назвать характерным начертанием букв для славянской культуры. Несмотря на столько фактов, на Воскресенском кладбище также погребены и латыши. До революции Воскресенское кладбище носило название Лютеранского. В Могилёве последней четверти позапрошлого века проживали лютеране, их было около 250. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты переписи 1897 года. Впрочем, в губернии лютеран было гораздо больше. В городе жили и лютеранские священники. Была и своя кирха — на пересечении Лютеранского переулка и ул. Большой садовой. Сейчас на её месте сквер напротив торгового центра «Алиса».
История появления кирхи связана с правлением русской императрицы Екатериной ІІ. В мае 1780 г. она приехала с визитом в Могилёв и подарила местным лютеранам 500 рублей. Более того, могилёвский православный архиепископ Георгий Каниский того времени подарил лютеранам деревянный сруб бывшего архиерейского дома, который и стал основой кирхи. Дело, конечно, в том, что императрица была лютеранкой. Хотя,в последствии, и приняла православие, очевидно, сочувствовала бывшим единоверцам.
Ходят также разговоры о том, что в знак огромной благодарности Канискому лютеране нарисовали его портрет, который был позже внутри кирхи, которую в 30-е годы прошлого века, к сожалению, разрушили.
Воскресенское, как теперь оно называется, кладбище находится на расстоянии одного километра параллельно католическому кладбищу по улице Виленской. Как у католиков, так и у лютеран на кладбищах были построены небольшие каплички. Таким образом, вторая небольшая деревянная кирха стояла на территории кладбища. Сейчас на этом месте — пустырь.
Если сойти с центральной дорожки кладбища и пройтись вдоль заброшенных захоронений, можно обнаружить могилы огороженные «кованкой» - изрядно покрытой ржавчиной, но ещё крепкой железной оградой. На могилах также установлены необычные кресты, среди надгробий еще есть огромные памятники, которые целиком отлиты из толстого и на вид невероятного прочного железа. Выявленное историком Игорем Пушкиным самое старое захоронение датируется 26-м годом позапрошлого века. Вероятнее всего, в данной могиле покоится немец. Могилы латышей здесь появились по той причине, что после того, как в 1861 г. было отменено крепостное право, многие белорусские паны продавали земли и уезжали. Их место занимали переселенцы. Особенно много приехало латышей — Родину их заставила покинуть нехватка земли.
Латыши объединялись и приобретали значительные наделы земли. Так появились латышские колонии на Беларуси. Несколько их было и на территории Могилёвщины. Одна создана в 1880-х гг. рядом с городом Могилевом . В советское время было создано коллективное хозяйство, которое получило название «Красный двор» или, на латышском языке, — Сараканайск. Кстати, в Могилёве и по сегодняшний день существует район с таким названием. Правда, о латышах его жители уже не вспоминают. А эти латыши из Сараконайска посещали лютеранскую кирху, а умерших хоронили на этом кладбище.
Несмотря на то, что данное кладбище называют лютеранским, здесь также есть православные захоронения. Стоит подчеркнуть, что здесь покоятся урожденные лютеране, которые в течение жизни приняли иную веру. А во времена существования СССР здесь производили захоронения без разбора, к какой конфессии относил себя усопший. Однако, все вышеперечисленные факты не перечат тому, что большинство захоронений на Воскресенском кладбище, все же, лютеранских.
Еще в начале прошлого века здесь производили захоронения урн с прахом. Так, например, здесь есть могила 1911 года, где «….покоится прах Подобеда Иллариона Матвеевича». Также среди этой и более ранних могил можно увидеть поражающий факт в виде того, насколько основательны и памятник, и ограда. Сразу видно, что все они были сделаны на века, а ограда ковалась кузнецом, практически ручная работа. Подобные могилы не встретишь часто, особенно в пределах одного города.
К сожалению, немного памятников сохранились, однако своим величием и массивностью поражают надгробные памятники, которые были изготовлены из металла, которые выглядят как самые настоящие глыбы. На одно из них, в дореформенной транскрипции было написано следующее: «Погребена дворянка Фёкла Александровна Федорович». Скончалась на 65-м году жизни. Памятник действительно можно назвать монументальным! Он пережил две мировые войны, революции, сталинскую коллективизацию, оттепель, застой, перестройку... И, без сомнений, он будет стоять еще очень много лет, если местные вандалы не растащат его на металлолом.
Среди памятников Воскресенского кладбища также можно обнаружить надгробия, установленные над могилой русского сенатора. Также рядом находятся памятники полковникам, генерал-лейтенанатам, начальникам пехотных дивизий.
На Воскресенском кладбище можно обнаружить немало интересных исторических и культурных фактов. Вот, на изрядно изъеденном временем памятнике начертана фамилия.усопшего Доршпрунг-Целицо. Фамилия умершего, как в романах Короткевича. Где такое ещё можно увидеть? А имя — Стефан Иванович. Очевидно, — иностранец, возможно, во втором поколении. Год смерти господина Доршпрунга — 1884.
В самом центре погоста находится фамильный склеп дворян Сидоровичей. К сожалению, как прокомментировал историк Игорь Пушкин, склеп был разграблен. Рядом с ним— большая каменная плита. Погребён Константин Строков (год погребения 1876 г.), Статский советник. По табелю о рангах — полковник. В начале ХХ века Статский советник был городским головой. А вот памятник Елене Эмильевне Федорович, урождённой Борхман. Очевидно, что по происхождению она или немка, или латышка. Крест над её могилой не относится к православной конфессии.
Неподалеку находится еще один склеп, на надмогильной плите которого на немецком языке написано следуюющее: «Северт Аугуст Отто». Прекрасно сохранилась ограда — тоже кованка. А вот ещё одно очень интересное захоронение — погребён начальник 11-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Евстафий Баранов. Не только — памятник металлический, но и огромный постамент. Захоронение 1845 года Под огромной липой — могила сенатора Фердинанда Кранца (1813 — 1885).
Как видно, многие погребения на Воскресенском кладбище имеют культурную и историческую ценность. К слову, здесь хорошо сохранились некоторые склепы.
Оставить отзыв Смотреть все 3 отзывы