kremacyaТрадиция погребального огня имеет  гораздо более глубокие корни, чем  традиция захоронения в земле. И  этому есть причины — старые верования, окружающая природа, племенные обычаи.

Многие народы норманнских, славянских племен, Индии  сжигали своих умерших. Эта традиция присуща народам, проживающим на лесистой территории, с холодными суровыми зимами, с обильными снегопадами, да при наличии совершенно примитивных орудий труда, что усложняло рытье могил и захоронение в земле. Влажные тропики Индии, большое количество хищников, которые разрывали захоронения — все это способствовало появлению такого обычая.

В странах с пустынным или полупустынным климатом, с жарким и сухим воздухом, тела покойников высыхали, практически мумифицировались. Захоронение такого тела не несло опасности эпидемии. Отсутствие хищников, питающихся падалью, не несло угрозы вскрытия захоронения, как например в Индии.

В странах Ближнего Востока, где зарождалось христианство, а позже появился ислам, растительность произрастала только в оазисах. В ту пору господствующей религией был иудаизм, оказавший большое влияние на обрядовость и ритуалы христиан.

Обряд захоронения  Иисуса Христа описывает Библия, смотрим  послание Иоанна 19 главу, с 38 по 40 стих:

«После сего Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный — из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.»

В послании от Луки 23 главе, стихи 50—53 сказано:

«Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек  добрый и правдивый, не участвовавший  в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил Тела Иисусова; и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.»

В христианстве очень важно, чтобы тело умершего было захоронено целым для последующего его воскрешения.

После появления  христианства на Руси, обряд погребального костра был вытеснен православным обрядом захоронения в землю. Октябрьская революция принесла много перемен, в том числе — практику кремации. В наше время, когда население мегаполисов увеличивается, некоторые церкви идут на уступки и допускают кремацию покойных.

Ученые доказали использование кремации еще девять тысяч лет назад. Особенно популярным этот способ был у античных народов, славянских, скандинавов, индусов, германцев, японцев, франков и других.  В  древнегреческой колонии на Сицилии  (в скалах Сиракуз) раскопки показали, что в этой стране использовалось сразу два ритуала — и закапывание в землю, и сожжение. Письмена о погребальном огне относятся еще ко временам Гомера (это более двух с половиной тысяч лет назад). Описание огненного погребения мы можем читать у таких древнегреческих авторов, как Пропорция и Тибулла.

Церемония была роскошная и торжественная. Покойников сжигали вместе с дарами и жертвенными  животными. Пепел заливался вином, урны спускали в могилы из камня, а  над ними возводили земляные холмы. Урны представляли собой капсулы, закрытые крышкой или свинцовые сундуки. На Апеннинском полуострове археологи обнаружили изящные хранилища в виде маленьких храмов. Урны из глины, украшенные скульптурным портретом, поражают своей изысканностью, раскраской и могут служить образцом гончарного искусства. В горах гробницы высекались прямо в скалах.

Древние римляне  также использовали для погребения костер и земляную могилу, хотя со временем, похороны становились все менее  популярными. Во времена правления  Августа (рубеж нашей эры) кремация у римлян пользовалась большим успехом. Места погребения с участком для разведения кострища огораживали балюстрадой. «Пожарище» с воздуховодами устраивалось в центре на помосте. Урна представляла собой маленький (около 60 см) саркофаг. Такие известные римские личности, как Юлий Цезарь, Гиней Помпеи, Август Октовиан, Нерон, Брут, Тиберий, все были кремированы. Церемония была пышной, тело умащали маслами, воскуривались фимианы.

Даже распространение  христианства в Римской империи не повлияло на традицию погребения, люди продолжали кремировать своих покойных.

Древние славяне  считали за почесть погребение через  костер. В летописях XI—XII веков («Повести временных лет») говорится о племенах радимичей и вятичей, обитавших на Оке и Волге, которые устраивали военные игрища, соревнования, пиры над покойным, а затем сжигали его на костре.

Бесчисленные  находки археологов доказывают, что погребальный огонь использовался у народов, живших на современной территории Украины, Литвы, России, Латвии, Беларуси, Армении, Грузии. Огонь использовали для защиты народонаселения при эпидемиях, во время стихийных бедствий. Массовое сожжение было необходимо при страшной эпидемии чумы в Древней Греции. Известно такое массовое сожжение во время франко-прусской войны (1870—1871 гг.), а также в 1876 году в Ветлянке под Астраханью была применена такая мера во время чумы.

В 1874 году  немецкий инженер Фридрих Сименс  построил установку, в которой  сожжение совершалось не в  огне, а в струе раскаленного  воздуха и газа. Это был первый крематорий. В наше время в мире более 14300 действующих крематориев.

Первый московский крематорий открылся в 1927 году при Донском монастырском кладбище. Следующий был построен на Николо-Архангельском кладбище. Этот крематорий до наших дней считается самым крупным в Европе. В 1985 году крематорий появился на Мстинском, немного позже — на Хованском кладбище. В Санкт-Петербурге крематорий появился в 1973 году, в Екатеринбурге — в 1983 году. В Минске крематорий построен в 1986 году. В Харькове — в 1977 году, а в Киеве — в 1978 году.

 

Конструктор памятников

Заказать памятник