КрещениеМастер Михаил, конец ХУ1-начало XVII вв., 35,6x30 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Икона посвящена одному из двунадесятых 1/1 праздников - Крещению Иисуса Христа,  празднуемому церковью 6/19 января. Этот праздник знаменует начало служения Христа во имя спасения человечества и первое явление его как Сына Божьего.
Иконография иконы в целом традиционна и следует образцам-сложившимся еще в ранней Византии. Христос стоит в водах Иордана, к нему склоняется Иоанн Предтеча. На другом берегу четыре ангела. Покровы на их руках указывают на обычай отирать новокрещенных по выходе из купели. Кроме того, их покровенные руки -знак глубочайшего благоговения. Это событие описано евангелистами (Лк 3:21-22, Ин 1:32, Мк 1:10): "Разверзлись небеса и дух, как голубь, сошел на Иоанна. И глас с небес: Ты сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение" (Мк 1:10-11). В водах реки - рыбы и две фигурки - персонификации Моря и рею: Иордан, упоминаемые во время службы на праздник Богоявления. Их появление находит объяснение в псалме 113,3: "Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять". Эти образы имеют давнюю традицию, восходящую к V в.

Особенностью иконографии является изображение в облаках Саваофа в белых одеждах сидящего на престоле в окружении херувимов. Этот образ также основан на тексте Ветхого Завета: "... поставлены были престолы и воссел Ветхий Днями; одеяние на нем было бело как снег, и волосы главы Его как чистая волна* (Дн 7:9). Из уст Саваофа исходит луч с голубем - символом Святого Духа, направленный на Христа. Это изображение соответствует тексту тропаря на Богоявление: "... В Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение". Так в иконе с максимальной ясностью раскрывается сущность Иисуса Христа, как Бога и Сына Божьего, явившегося во святом Крещении.

 

 

Конструктор памятников

Заказать памятник