Суеверия, связанные с похоронамиТот, кто встретил похороны, обречен умереть вскоре после этого, если он не снимет шляпу и не пройдет несколько шагов вместе с процессией. Если покойника несут на плечах, он тоже должен подставить под гроб свое плечо. Сделав это, он должен поклониться присутствующим, повернуться и без опасений уйти восвояси.

Покойник будет счастлив, если к нему в могилу положат мертворожденного ребенка: это гарантия, что его пропустят в рай.
Южная сторона кладбища - самая святая, северная - неосвященная, пригодная только для мертворожденных младенцев и самоубийц. (Источник этого поверья - в распространенном мнении, будто южный ветер приносит тлетворный дух).
***
Где одни похороны, там и трое похорон.
***
Если гроб накрывают крышкой, когда покойник уже вынесен из дома, двери дома закрыли, и процессия еще не расселась по машинам, то через несколько дней умрет еще кто-нибудь.
***
Если двери дома закроют во время похорон, пока процессия не вернулась с кладбища, то в семье будет ссора.
***
Если похоронный колокол ударил раз, то ударит еще два раза.
***
Если на кладбище солнце светит прямо в лицо кого-то из присутствующих, значит, этот человек помечен и будет похоронен на этом кладбище следующим.
***
Первого покойника, похороненного на новом кладбище, заберет дьявол.
Это суеверие пользовалось у шотландцев большим почитанием. В одном селении люди никак не могли открыть кладбище, пока не нашли у дороги труп бродяги, с которого и начали свои захоронения. В Германии был обычай хоронить на новом кладбище собаку или свинью, чтобы дьявол забрал ее.
***
Суеверие о южной стороне кладбища было очень популярным. Можно обойти старинные кладбища и убедиться, сравнив даты на надгробиях северной и южной стороны. На южной стороне могилы имеют возраст несколько столетий, а могилы северной стороны принадлежат к позднему периоду, когда суеверие уже сошло на нет полностью. Интересно, что могилы роются с востока на запад. До сих пор бытует поверье, что тот, кто вскапывает кладбищенскую землю, потеряет своего первенца. Еще в 1925 году одно поле в Корнуолле никто не решался вспахивать из-за этого предрассудка. Это поле когда-то было кладбищем. В Кембриджшире до сих пор пустует участок земли, который по поверьям нельзя ни пахать, ни вскапывать. В окрестностях Нортгемптона было поверье, что если катафалк развернули после того, как в нем поставили гроб, то в семье будет еще покойник. Поэтому кучера не любили разворачивать груженую повозку.
 
Если для выезда развернуться было необходимо, то кучер ехал вперед по улице, разворачивался и ждал, когда катафалк погрузят. Жители Гебридских островов искренне верили, что носилки, на которых несли тело, должны быть сломаны, чтобы остановить "sluagh", которые используют их для переноса новой смерти по воздуху ("sluagh" — злые духи).
 
Русская народная обрядность существует и в наше время. Тело покойного обмывают и одевают в новую «ненадёваную» одежду, оставляя на двое суток в доме. В день смерти ставят на подоконник стакан с водой, чтобы душа покойного могла напиться. Стакан оставляют до 40 дней, а воду меняют ежедневно. Покойного в доме одного не оставляют. Приглашают «читальщицу». Чаще всего, это пожилые женщины, которые читают псалмы и евангелие. Эти старушки могут отслужить и панихиду. Похороны чаще всего назначают на третий день и хоронят до обеда. Обрезки, стружки и щепу от гроба собирают и кладут в гроб или зарывают в землю. В некоторых местах — сжигают.
 
Если гроб не в меру, то считается, что в доме будет еще покойник. Если в гроб кладут труп, который еще не совсем окостенел, то тоже считают, что в доме будет покойный еще. После того, как покойного из дома вынесли, моют полы, чтобы покойник «не возвращался». Забытая гробовая крышка — тоже признак покойника в скором времени.
 
До 30-х годов прошлого столетия гроб с покойником носили на домотканых холстах. В наше время принято носить на длинных полотенцах. Родным не позволяется носить гроб, чтобы люди не подумали, что родственники рады смерти. Процессия должна остановиться на перекрестке, у церкви.  Сено, на котором лежал покойник, сжигают у реки или за деревней. По покойнику принято причитать. Однако, много плакать по покойному — грех, чтобы «ему там не лежать все время мокрым».
 
Перед тем, как гроб опустить в могилу, кидают металлические деньги — откуп земли. Когда покойного зароют, провожавшие садились на могилу, ели и пили. Уходя, брали с собой земли с могилы, чтобы не бояться покойного. Дома смотрели в печь, а землю клали в рукомойник и водой с этой земли умывались. Обычай умываться после кладбища, существует и до ныне. А после похорон устраивают поминки с застольем.

Конструктор памятников

Заказать памятник