распятие иконаМастер Михаил, конец ХVI-начало XVII в, 35,6x29,8 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург ( кульминационный момент евангельской истории -  Распятие Спасителя на кресте, описанное всеми (У V евангелистами, мастер Михаил, как это ему свойственно, передает со множеством подробностей и дополнительных эпизодов. Крест с распятым Христом вознесен на вершину Горы Голгофы. Поодаль от него по сторонам - два других креста, с привязанными к ним разбойниками.

Движения, ритмы устремлены к Кресту Спасителя: кавалькады всадников скачут вверх по склонам, мертвые встают из гробов устремляясь к нему, вверх, как пламя свечи, поднимается купол храма, в котором видна разорвавшаяся надвое завеса. Вверху - раскрылись небеса, и ангелы слетают ко кресту.

Другие в облаках оплакивают и кадят. Кровь, истекающую из раны Христа, принимает в чашу фигурка в короне - персонификация Нового Завета. К подножию креста прильнула Мария Магдалина. Этот образ - несомненно западного происхождения, также как и некоторые другие детали, не характерные для русской традиции - такие как упоминавшаяся персонификация Нового завета, крови, текущей из ран Спасителя, кавалькады всадников и др. Колорит сцены полон драматического напряжения: на темно-оливковом фоне тревожно вспыхивает красный, подобный цвету жертвенной крови Христа. Розовые отсветы на земле.

Яркими вспышками - белый. Колорит в целом напоминает колорит псковских икон "Сошествие во ад". Столь подробно разработанная иконография "Распятия" не встречается в русской иконописи ранее середины XVI в. и обязана своим возникновением атмосфере, сложившейся в кругах, близких московскому митрополиту Макарию и его художественной школе.

Именно в ней при создании иконы стали широко использовать многочисленные литературные источники.

Конструктор памятников

Заказать памятник