roМастер Михаил, конец ХУ1-начало XVII в., 35,8x30 Государственный Русский музей, Санкт Петербург

На маленькой плоскости иконы мастер Михаил  подробно воспроизводит основные события, IV X сопровождающие рождение Христа. Икона сияет чистыми светлыми красками, созвучными настроению службы, посвящаемой церковью этому событию.

"Сегодня Дева рождает Того, Кто вечен, и земля пещеру приносит Неприступному. Ангелы с пастырями славословят, волхвы со звездою путешествуют, ибо нас ради родился ребенок - предвечный Бог!" (Роман Сладкопевец).

О предопределенности явления Христа в мир напоминает на иконе изображение пророка Исайи, стоящего у изголовья ложа Марии рядом с пещерой, где лежит новорожденный младенец.

В его руках свиток, на котором написаны слова пророчества о будущем воплощении Бога и рождении Спасителя: "Си, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог".

Это пророчество в связи с рождением Христа упоминается в Евангелии от Матфея (1:23) и звучит в тексте рождественской службы. Иконография "Рождества Христова" сложилась на основе текстов о рождении Христа Девой Марией, содержащихся в евангелиях (Мф 1:18-23, 2:1-12; Лк 2:6-20), Протоевангелия Иакова, а также текстов Рождественской службы и некоторых апокрифических сочинений. Первые изображения этого события появились еще в римских катакомбах. Что касается Руси, то композиция "Рождества Христова", унаследованная из Византии, была известна с домонгольского периода. По-видимому с начала XV в. икона "Рождество Христово" стала обязательной в составе праздничного ряда иконостаса храма. К этому времени в иконах встречаются все основные элементы композиции.

В центре иконы черная пещера, в которой помещены ясли с новорожденным младенцем Христом. Под ней алое ложе с Богоматерью. Вокруг громоздятся скалы, по которым скачут волхвы "по звезде", сияющей вверху и испускающей свет на пещеру На вершине благовествующий пастухам ангел.

По другую сторону пещеры волхвы с дарами, коленопреклоненные перед Богоматерью. Внизу сцена омовения младенца и пастырь с Иосифом. Изображение пророка Исайи рядом с яслями новорожденного младенца Христа встречается на иконах "Рождества" очень редко, хотя имеет древнюю иконографию, восходящую к XI в. и встречается в византийских миниатюрах.

Появление этого изображения П. Покровский объясняет пророчеством Исайи: "Позна вол стяжавшего, и осел ясли Господина своего" (Ис 1:3). Вол и осел предстают как символы иудейства и язычества. Традиции изображения пророка Исайи в "Рождестве" сохранялась и в псковской живописи, где он появляется, в частности, в росписи XIV в. Снетогорского монастыря.

Конструктор памятников

Заказать памятник