Вход в Иерусалим иконаМастер Михаил, конец ХУ1-начало XVII в., 35,8x30,2
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Икона из праздничного чина "Вход в Иерусалим".

В ряду праздничных икон она следовала за "Воскрешением Лазаря". Это событие описано во всех четырех Евангелиях и рассказывает о торжественном вступлении Христа в Иерусалим, где ему предстояло принять мучения и победить смерть. Процессия во главе с Христом, восседающим на светлосером осле, как на престоле, движется от горы Елеонской к Иерусалиму. За ним шествуют его ученики. Апостолы размещены тремя четкими рядами один над другим, вплотную к Спасителю. Их взгляды следуют за взглядом учителя. Так передано их духовное родство и единение. Из ворот города двумя группами выходят навстречу Христу жители Иерусалима. "Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!" (Мк 11:8-10).
Иконография этой сцены сложилась в №-\/1 вв. и не претерпела значительных изменений. Решение, найденное мастером Михаилом, имеет многочисленные параллели в византийском и русском искусстве. Своеобразная иконографическая черта иконы -изображение за стенами Иерусалима высокого столпа, увенчанного киворием, под которым помещены золотые статуи языческих богов. Эта композиционная деталь возникла, по-видимому, под влиянием аналогичных изображений в сценах "Бегство и Египет", восходящих к византийским источникам. В русской иконописи XVI в. подобные изображения встречаются на псковских иконах, а также на миниатюрах Ипатьевской псалтири 1591 г. Похожий киворий изображен также на иконе "Вход в Иерусалим" критского происхождения из собрания Каннелопулоса (Афины), но здесь вместо языческих статуй под киворием помещены демоны. С этой иконой произведение Михаила сближают и такие детали, как изображение человека с пальмовой ветвью в руке, идущего впереди процессии встречающих и обернувшегося к следующей за ним толпе, и юноши за его спиной, тоже оглядывающегося назад, а также изображение двух групп иудеев, выходящих из двух ворот города и соединяющихся в единую процессию на первом плане. Отмеченные черты сходства говорят о том, что строгановский мастер был знаком с образцами поздневизантийской иконографии и обращался к ним при создании своих произведений. При этом он интерпретировал ее мотивы в соответствии с собственным пониманием задач иконописного образа.

Конструктор памятников

Заказать памятник