Воскресение. Сошествие во адМастер Михаил, конец ХV1-начало XVII вв 35,4x29,7, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Икона посвящена важнейшему событию евангельской истории и главному празднику Православной Церкви - Воскресению Христа.

Литературными источниками, послужившими основой для создания композиции "Сошествие во ад" являются тексты из Псалтири, Посланий апостола Петра, апокрифического "Евангелия Никодима", святоотеческих сочинений. Среди последних особенно важны "Слова о сошествии Иисуса Христа во ад" Епифания Кипрского и Евсевия Александрийского.

О сошествии Христа во ад поется в Акафистах Христу и Богоматери. Своеобразие композиции, созданной мастером Михаилом, состоит в соединении на одной плоскости двух эпизодов, разворачивающихся во времени, связанных с воскресением Христа. Такой прием типичен для этого иконописца и встречается в других его иконах. Основную часть иконы занимает сцена "Сошествие во ад".

Христос, стоящий на поверженных вратах ада, поднимает за руки из гробов Адама и Еву. Под ним в черной бездне ада ангелы связывают поверженного Сатану. Из пасти Геенны огненной восстают, возрождаясь к жизни, праведники. В правой части композиции изображен Христос, выходящий из гроба со знаменем в руке. Около гроба -спящие воины. Этот образ имеет, несомненно, западное происхождение.

Подобное соединение двух вариантов иконографии встречается и в других произведениях строгановской школы. Отсюда, по-видимому, эти иконографические решения получили впоследствии развитие в искусстве XVII и последующих веков. Сияющие множеством светлых оттенков краски иконы передают чувство ликования. Золотое сияние, исходящее от славы Христа, словно заливает светом всю ее поверхность.

Конструктор памятников

Заказать памятник