богослуженияДни ОСОБОЙ ПАМЯТИ всех усопших православных христиан

Умерших христиан принято называть усопшими, т.е. уснувшими. Душа после смерти отделяется от тела и переходит из этой жизни в другую, где ожидает воскресение по слову Божьему, когда произойдет соединение души с обновленным телом.

У славян принято  называть умерших чужих или своих родителями, т.е. относящимися уже к почившим отцам, которые находятся в жизни вечной. Эта традиция побуждает уважительно относиться к памяти покойных. Субботы, в которые Церковь поминает усопших, так и называются «родительскими». Именно суббота принята днем покоя, так как Господь наш, после шести дней творения мира, почил от дел Своих, и нам заповедал чтить день субботний. В родительские субботы Церковь молит об упокоении душ всех усопших христиан.

Установлены две  вселенские родительские субботы —  Троицкая и мясопустная, а также  поминаются усопшие во вторую, третью и четвертую неделю Великого поста, на Радоницу (вторник после Пасхи), на Димитриевскую субботу и поминаются воины 9 мая в День Победы в Великой Отечественной войне.

За девять дней до начала Великого поста поминается мясопустная родительская суббота. По Церковному Уставу еще позволяется употребление мяса (потому неделя мясопустная). Церковь совершает напоминание Страшного Суда во второе пришествие Господа Иисуса Христа в воскресный день сырной седмицы. В субботу, накануне, Церковь молит обо всех отцах, умерших в вере от Адама и Евы до наших дней, а так же тех, кто остался без погребения. Очень многие погибают в странствованиях на морях, в пустынях, в горах, в пропастях от различных причин и несчастных случаев. Именно в эту субботу совершается вселенское поминовение, чтобы никто не утратил церковных молитв.

На сорок девятый  день после Пасхи перед праздником Святой Троицы (Пятидесятницы) поминается Троицкая родительская суббота. В день Пятидесятницы на апостолов сошел Дух Святой, Который до сих пор простирается на всех верующих на земле. Поэтому Троицкая суббота представляется как последний день Ветхозаветной Церкви и начало Новой Церкви Иисуса Христа. В эту субботу Церковь молится обо всех усопших христиан.

Вселенские родительские субботы (мясопустная и Троицкая) называются так, чтобы все члены  Церкви, забывая о себе, усиленно молились об усопших членах Церкви, чужих и родных, знакомых и незнакомых, любых возрастов и социальных групп, всех времен, любой народности, всех, кто умер в истинной вере. В эти субботы вся служба заупокойная вечерняя и утренняя, также служится панихида после вечерни. Церковь учит любить всех братьев и сестер во Христе, молиться о них. Тогда каждый православный христианин будет помянут до скончания века, даже тогда, когда не останется никого из живых, кто бы лично знал его. Также будут молиться о наших родных и близких, да и о нас самих, по слову Господа нашего: «Какою мерою мерите, такою же отмерится вам».

В Великий пост Церковь насаждает верующих в крепкий союз христианской любви со всеми членами Православия, со всеми почившими святыми. Церковь ходотайствует во вторую, третью и четвертую седьмицу поста молиться об оставлении вольных и невольных грехов усопших христиан, призывает к благотворительности, ободряет брать пример со святых. Божественная литургия в Великий пост не совершается каждый день, поэтому Церковь установила совершать поминовение трижды. Эти субботы называются просто поминальными, заупокойных молений гораздо меньше, упоминают в первую очередь своих родных и близких, в отличие от вселенских суббот.

Воскресенье после  Светлой Пасхи называют Неделей Фомы. Православная Церковь в этот день вспоминает сошествие в ад Господа Иисуса Христа. С понедельника Фоминой седмицы Церковный Устав разрешает совершение сорокоустов об усопших. Во вторник отмечают Радоницу. Все живые навещают на кладбищах усопших, делятся радостной вестью о Воскресении Иисуса Христа, приносят на могилки пасху и яйца. Устаивать на могилах застолья со спиртным и закусками Церковью не приветствуется, такие трапезы напоминают языческие тризны и полностью противоречат православному поминовению. В исключительных случаях Радоницу позволяется переносить на другой день. Поминовение усопших в Радоницу имеет глубокие корни и вспоминается еще святителем Амвросием Медиоланским, который призывал разделить радость воскресения Господнего с мучениками и святыми, как соучастниками страданий Господа нашего.

Димитриевская родительская суббота появилась  благодаря князю Димитрию Донскому, который велел петь в Троице-Сергиевой обители панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным воинам православным. В 1380 году состоялось сражение на Куликовом поле, где князь со своим войском одержал победу над Мамаем. Преподобный Сергий Радонежский перед битвой дал свое благословение князю, а также дал своих двух иноков в сопровождение, которые погибли на поле брани. В эту субботу поначалу упоминались только воины, погибшие на Куликовом поле. Однако бояре вынесли пожелание, чтобы заупокойные литургии в этот день служились по всем убиенным воинам. Много позже в Димитриевскую субботу стали поминать не только воинов, но и остальных усопших христиан. Эту субботу справляют между 1 и 7 ноября, кроме 4 ноября (праздник Казанской иконы Божией Матери). Если суббота попала на 4 ноября, тогда переносят на 28 октября.

Архиерейский  Московский Собор Русской Православной Церкви (1994 г.) установил новый день поминовения усопших в День Победы. В определении Собора говорится: «Установить особое ежегодное поминовение усопших — воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны — в День Победы 9 Мая нового стиля (26 апреля старого стиля)».

Конструктор памятников

Заказать памятник